Православный календарь - Годовой круг Воскресных Евангельских чтений |
Архиепископ ЛУКА (Войно-Ясенецкий)
8 мая 1945 г.
Только один раз в год слышите вы в храмах чтение первого зачала Евангелия от Иоанна. Читается оно на Пасху, и часто на разных языках. Почему выбрано именно это Евангелие? Потому что оно содержит глубочайшие и важнейшие для нас тайны богословия.
Св. апостол Иоанн Богослов был простым рыбаком, нигде не учившимся, но благодать общения с Господом Иисусом Христом в течение трех лет совершенно переродила его и сделала одним из мудрейших людей на свете.
Он называется Богословом, но ни один из богословов на свете не может сравниться с ним по глубине, святости и важности его благовествования.
Евангелие св. Иоанна отличается от Евангелий святых Матфея, Марка и Луки, ибо эти евангелисты в своих Евангелиях излагают преимущественно то, что касается жизни и деятельности Господа Иисуса Христа после Его воплощения на земле. И никто из них не говорил с такой огромной силой, как св. Иоанн, о предвечном существовании Бога Слова, Господа Иисуса Христа. Никто с такой силой и убедительностью не утвердил нашей веры в Божественность Господа Иисуса Христа, никто так глубоко не изложил сокровеннейшего учения Господа, важнейших Его откровений и важнейших Его деяний, как св. Иоанн.
Вера в Божественность Господа Иисуса Христа есть основа, краеугольный камень всей нашей веры христианской, ибо без этой веры нет христианства. Если мы не верим, что Господь Иисус Христос был истинным предвечным Сыном Божиим, Вторым Лицом Святой Троицы, то тщетна вера наша. И сразу после Вознесения Господа Иисуса Христа на небо появились лжеучители, еретики, которые отрицали Божественность Господа Иисуса. Одним из самых злых еретиков этого рода был александрийский пресвитер Арий. И с тех пор и доныне есть множество и множество людей, не верующих в Божественность Господа Иисуса. Из наших русских сектантов многие тоже не признают Божественность Господа Иисуса Христа. Они не христиане. Бойтесь их, бойтесь совращения в их еретические учения, ибо не утверждены вы в понимании всех тайн богословия и легко можете поддаться их льстивым и лживым уговорам.
Вникнем же в первый слова Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". О каком Слове говорит здесь святой Иоанн? О Боге Слове, о Господе нашем Иисусе Христе.
Почему апостол именует Господа Иисуса -Словом?
Это вам нужно понять.
В уме человеческом живут слова и исходят из него, слова самые различные - слова истины и лжи, слова добрые и злые.
Слово человеческое - это то, что исходит из существа человеческого, из его духовной сущности. Слово человеческое - это то, что являет нам сущность человека.
Господь Иисус Христос называется Словом потому, что через Него было открыто и возвещено миру святейшее учение о Св. Троице. Из ума Божия излилось слово проповеди Господа Иисуса Христа. Он был словесным выразителем тайн Божиих и воли Божией. Мир создан Словом Божиим, ибо вот что говорит св. пророк Давид в псалме 32-м: "Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их" (Пс. 32, 6).
Все силы небесные, все воинство небесное сотворены словом Божиим. Непосредственным деятелем творения мира был именно Господь Иисус Христос - Слово Божие; Он Вседержитель и Творец мира. Потому и называется Он в Евангелии от Иоанна - Словом.
Посмотрите, как утверждает св. Иоанн предвечное существование Бога Слова и единосущность Бога Слова, Господа Иисуса Христа, со Отцем и Св. Духом: "В начале было Слово", -в самом начале, когда еще мира не было, тогда уже было Слово.
Еретики, отрицающие такое понимание этих слов св. Иоанна Богослова, говорят: "Что же, это вовсе не значит, что Господь Иисус Христос существовал еще до сотворения мира, что Он был Предвечным Богом, ибо ведь Библия начинается словами: "В начале сотворил Бог небо и землю", - значит, и слова евангелиста Иоанна "В начале было Слово", мы можем понимать таким же образом, что Слово было сотворено Богом тогда же, когда сотворил Он мир".
Сравните это толкование с толкованием св. Иоанна, и вы увидите, какая глубина в его понимании предвечности существования Господа Иисуса Христа. В Библии сказано: "В начале сотворил Бог небо и землю", а в Евангелии от Иоанна говорится: "В начале было Слово", -предвечно, от начала существовало это Слово. Об этом говорит апостол Иоанн в своем первом соборном послании: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши - о Слове жизни", о Господе Иисусе Христе.
Он говорит об Иисусе, с Которым апостолы имели постоянное, самое живое общение, Которого видели глазами своими, слышали ушами своими и осязали руками. Он говорит, что это Слово, Бог - Слово, имеет предвечное существование.
"Слово было у Бога, и Слово было Бог".
Это Святейшее Слово, это Второе Лицо Св. Троицы, всегда, от начала, было у Бога, Оно было присуще Богу. И как слово человеческое рождается из ума человеческого, так и Бог Слово предвечно рождается от Бога Отца: "Слово было Бог".
Какое еще более определенное утверждение о Божестве Господа Иисуса Христа можем мы ждать, чем утверждение: "Слово было Бог". "Оно было в начале у Бога", - Оно всегда существовало в Боге, в уме Божием, - "все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". Ничто, получившее начало, получившее существование, не начало быть без Него, от Него получило оно свое начало.
Как это себе представить? Как представить такое таинственное и дивное единение Бога Слова со всей Св. Троицей? Это объясняет нам св. ап. Павел, ибо в своем послании к Коринфянам он называет Господа Иисуса Христа Божией Силой и Божией Премудростью.
Разве возможно, чтобы Божия Сила и Божия Премудрость не была едина с самим существом Божиим? Разве возможно, что было время, когда не существовало Божией Силы, Божией Премудрости?
Св. ап. Павел называет Господа Иисуса Христа сиянием Отца. Сияет солнце на небе и изливает свой свет, свое сияние на все поднебесное.
Страница 4 из 5 All Pages
< Предыдущая Следующая >Copyright © 2012. All Rights Reserved.
Сайт создан по благословлению настоятеля Храма протоиерея Сергия.