Иисус Христос освятил землю страданиями, искупил долги согрешившего мира, поднял и восставил падших. То же теперь поручается и передается верным последователям Христовым. Борьба тяжкая с искушениями, противоборство соблазнам, незаслуженные укоризны, ненавистные гонения, бессменные утраты, уничижение, бедность, нужда и всякого рода страдания - вот венцы для того, кто назвался христианином! Крест в купели крещения, крест в чаше причащения, крест в брачном венце, крест на гробу и крест даже на могильной насыпи! Ученики были рады явлению Господа. Они всё готовы исполнить ради Него. Теперь для Него они готовы и в темницу, и к мучительной смерти. Но возлагаемая на них задача велика. Человеческая природа немощна. Она уклоняется не только от подвигов, но и от труда. Иисус Христос это знал. Чтобы немощь плоти не одолевала и не растлевала души, Он дал человеку благодать Св. Духа. "Примите Дух Свят" (Ин. 20,21), - сказал Он апостолам, а в лице их - верующим. Благодать Св. Духа - это непритупляющийся меч для христианина; им человек везде побеждает. Мученик в восторге поет благодарную песнь Господу, сгорая в пламени на костре. Другой мученик молится за врагов в то время, когда его бьют камнями. Третий подвизается в молитве и в добрых делах в уединенной пещере и т.д. Так, благодать Св. Духа восполняет слабую человеческую природу и укрепляет ее силой Св. Духа на подвиги. Во время явления Спасителя ученикам не было одного из них-кроткого, но искреннего Фомы. Он один усомнился в том, что слышал от своих товарищей уединения. Сомнение его выразилось в такой форме, которая напоминала неверие. Явление Воскресшего казалось ему невозможным. Он искал удостоверения: "Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя… и вложу руку мою в ребры Его, не иму веры" (Ин. 20,25). Восемь дней прошло со дня явления Спасителя. Десять учеников Христа радовались, но Фома носил сомнение в душе. Он любил Господа сильным чувством, но сомнение бороло его. Это было сомнение чистого сердца; не то, которое способно заподозрить истину и отвернуться от нее, по первому недоумению, но - недоумение любви. И вот, в разрешение такого вопроса, Христос снова явился перед учениками и, дав благословение мира, предложил Фоме осмотреть Его бок и оглядеть язвы и раны тела. "Смотри на Мои руки; подойди и осязай Меня своей рукой; можешь положить свой перст в ребра Мои". Я все дозволяю, - "дозволяю: не буди неверен, но верен" (Ин. 20, 27) Итак, Спаситель не хотел осудить дерзость Фомы; Он дал Себя ему познать, даль ему удостовериться в истине. Следовательно, Спаситель не осуждает ни тех, кто ищет удостоверения в истине, ни тех, кто покоряется вере. Явление Спасителя просветило и убедило Фому. Он, объятый благоговением, исповедовал тут же величие Иисуса Христа: "Ты Господь мой и Бог мой!" Эти слова были заключительными нынешнего Евангелия, - да будут они для нас, слабых учеников и последователей Иисуса Христа, знаменем и символом наших убеждений. Под этим знаменем будем идти вперед. И лучше падем мертвыми, нежели словом или делом поколеблем сомнением нашу любовь к Страдавшему за нас Христу, даровавшему нам надежду воскресения и вечную жизнь!