Социальное служение - Социальное служение |
Написать об иерее Сергии Пятугине помог случай. Однажды услышала разговор двух пожилых женщин, которые, дожидаясь автобуса на Ожерелье, судачили на остановке про церковные дела: мол, отец Сергий церковь не строит, окружил себя «темными» личностями, развел свиней и коров на территории храма. Безобразие! В будний день в храме Веры, Надежды, Любови тихо и безлюдно. Отслужив панихиду, отец Сергий подвел меня к солее и, открыв Евангелие, прочитал длинную цитату, известную даже некрещеным и атеистам – то место, где повествуется о втором Пришествии Сына Божия и о разделении людей на овец и козлищ. И стоящим справа Господь скажет, что они помогли Ему в нужде, а стоящим слева – что они в нужде Его проигнорировали. А когда и те, и другие станут утверждать, что не видели Его никогда, Он ответит: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». И одни из стоящих на суде Божием (оставившие без помощи находившихся в нужде) – «пойдут в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную».
Отец Сергий – необычный священник. На территории Ожерельевского храма, в котором служит уже пять лет, он организовал общину, куда принимает как раз таких вот Христовых «малых сих» – бродяг, алкоголиков, бомжей и просто людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Слух об этой общине разнесся не только по всей округе, но и до Москвы дошел. К нему несколько раз обращались из передачи «Жди меня»: прими, мол, батюшка, человека до съемок…
Принимал, давал пищу и кров, обеспечивал какой-никакой работой. Без дела-то человек пить начинает.
Первым был Стас, он сам разыскал Ожерельевский приход. Второй, Мишаня, «по протекции» телепередачи года три жил.– Ко мне приходят самые разные люди: в нашей прекрасной жизни очень легко оказаться на улице, – начинает рассказ отец Сергий.Истории – одна страшнее другой: кто-то пропился, этого выгнали из дома, а другой остался без жилья после тюрьмы или армии. Половина историй, конечно же, легенды для легковерных обывателей, рассчитанные на жалость. Но когда на улице мороз, а человек страждущий стоит в дверях храма в одних носках или с ребенком на руках, прежде всего его надо принять и накормить, а уж потом разбираться. В обществе к подобным индивидуумам отношение неоднозначное. При виде их мы брезгливо отворачиваемся, откупаясь в лучшем случае десяткой, а в худшем – проходим мимо, успокаивая свою совесть известной фразой, мол, все равно пропьют. Можно их жалеть, судить и рядить о милосердии, о том, что это тоже люди и у них есть права. Вести долгие споры, как юридически помочь этим людям. На все эти разговоры уходит время, а помощь, конкретная помощь – едой, кровом, одеждой, медикаментами, этим людям нужна сейчас. Летом они еще как-то перебиваются, но с наступлением холодов выползают из своих убежищ и ищут кров и тепло. Организация приютов для бездомных не такая уж редкая вещь. Не так давно на глаза попалась смета одного такого богоугодного заведения: на месяц полтора миллиона рублей – на зарплату врачам, медикаменты, еду, одежду. Одной из статей расходов там числился парогенератор.
Парогенератора у отца Сергия, конечно, нет. Как-то без него обходятся, по-простому: постричь, побрить, вымыть в человеческих условиях, переодеть в чистую одежду.
Вместе с батюшкой обходим все пестрое хозяйство, сильно напоминающее Ноев ковчег. В здании бывшей молочной кухни, пустовавшем уже много лет, разместились и бухгалтерия, и прачечная, и трапезная. Места за обеденным столом порой всем не хватает, приходится есть в две смены.
Рядом, в небольшой комнатке воскресная школа. Пока нет занятий, мы временно здесь пошивочную мастерскую устроили, – говорит отец Сергий, указывая на несколько швейных машинок. Отдали добрые люди, умельцы наши их отремонтировали. Вот шьем из старых джинсов рабочие рукавицы, перешиваем вещи, пожертвованные прихожанами.
Про умельцев отец Сергий сказал вполне серьезно. Приходят к нему люди талантливые, прямо скажем, уникальные: и готовить могут как в лучшем ресторане, и машину починить.
Расскажу один случай, продолжает разговор отец Сергий. Как-то сломалась наша «Газель». То есть сломалась окончательно, сказали мне: все, батюшка, мотор «накрылся». Я в отчаянии – не будет машины, значит, сегодня не привезу песок и цемент, а завтра начнется разброд и шатание, пьянство. Но пришло утро, и Бог все управил. Дослужил воскресную службу, смотрю, стоит в дверях храма брат (я свой контингент издалека вижу). Подхожу к нему, оказалось, он недавно освободился, по специальности – механик. Починил нам машину, слава Богу.
На территории храма еще несколько построек, возведенных своими руками. Ведь до того, как потерять многое из того, что принято называть человеческим обликом, эти люди все умели делать, а мастерство, как известно, не пропьешь. Строят в основном из подручных материалов, которые жертвуют добрые люди, или из того, что сами находят… на свалке. Например, доски от деревянных поддонов распускают на станке, и получается прекрасная вагонка.
Из некондиционного кирпича бывшие бродяги весело строят гараж. За свою работу братья в общине получают ежедневную плату, небольшую, конечно, но это честно заработанные деньги. И у человека появляется право выбора: потратить их на бутылку или купить подарок своему давно забытому ребенку в далеком городе. Случалось, вернувшиеся к нормальной жизни скапливали деньги, покупали автомобиль, начинали «таксовать», даже женились.
Но порой с братьями, не желающими бороться со своими пагубными страстями (в основном с пьянством), общине приходится прощаться, дабы одна паршивая овца не испортила все стадо.
По меркам простых обывателей, которые привыкли судить только по внешней стороне, мы – настоящие предприниматели: имеем несколько машин, автобус, говорит отец Сергий. Я не отрицаю. У нас есть грузовой автомобиль, где-то списанный и перебранный своими руками. Есть «Газель», «доживающая» свой век у нас на приходе. А без транспорта никак нельзя: песок, цемент, кирпич, доски нужны каждый день, чтобы обеспечить ежедневной работой двадцать человек. Люди, которые со стороны обо всем судят, этого не понимают.
Есть автобус «ПАЗик», чтобы детей из воскресной школы куда-то вывезти, а не просить добрых людей.
В общине имеется небольшое подсобное хозяйство: корова, коза, поросенок, куры, гуси. Живет пожертвованный кем-то из прихожан кролик.
А куда же без этого! Правда, сильно сетуют на присутствие живности все те же обыватели, у которых на месте скотного двора общины было излюбленное место встречи на троих. Вот и вымещают ожерельевцы свое негодование на металлическом заборе, где нет-нет да появляются скабрезные надписи в адрес священника и его общины.
А еще ожерельевцы сетуют на отсутствие храма: уже второе десятилетие ютится он в крохотном здании, долгое время бывшем предметом переговоров с железнодорожными чиновниками. Переговоры закончились – идет оформление проектной документации. Храм строится, а строительство, как известно, дело не одного дня.
Строительство храма для отца Сергия – приоритетная задача, хотя помощь людям все же важнее.
Господь говорил «о том помнить и этого не оставлять» (Лк. 11;42).
Ведь самое главное служение, самое главное добро, которое совершает отец Сергий для этих людей, – дать возможность снова почувствовать себя человеком, вернуться со дна жизни – то, что в сухих канцелярских отчетах громко зовется «социальной адаптацией».
К. Пронина
Помните, что о создателях и благоукрасителях святого храма, Церковь возносит свои молитвы на каждой службе до тех пор, пока существует этот храм. Через столетия забываются имена создателей, но каждодневная молитва о них не перестает совершаться.Любая финансовая и материальная помощь будет принята с благодарностью и молитвенной памятью.
Copyright © 2012. All Rights Reserved.
Сайт создан по благословлению настоятеля Храма протоиерея Сергия.