Рождество Христово

Православный календарь - Двунадесятые праздники

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

25 декабря / 7 января

РождествоХристос в Евангелии Своем, говоря о самом великом, что может сделать человек, о самой высокой мере, до которой он может вырасти, дал нам заповедь любви: Никто большей любви не имеет, как тот, который душу свою положит за друзей своих... И вот, в эту таинственную рождественскую ночь. Сам Господь и Бог наш воплощением Своим исполнил этот закон победоносной жизни и любви.

Мы рождаемся во временную, преходящую жизнь, из ничего возникаем державным творческим словом Живого Бога, и через это временное бывание становимся причастниками вечности и входим в жизнь вечную. Господь же и Бог наш, воплощением Своим, из полноты бытия, из торжествующей полноты жизни входит в область смерти; из полноты нетварного бытия Он заключается в узкие, подлинно тюремные рамки падшего мира; будучи вечным, рождается во времени, чтобы в этом мире, узком, тесном, оторванном от Бога, жить, показывая нам пример того, как изо дня в день можно отдавать жизнь за своих друзей, и умирает, показывая нам, что и смертью можно явить торжество жизни.

Одна из древних греческих икон представляет нам ясли вифлеемские не в виде трогательных яслей, а в виде жертвенника, сложенного из камней, на которых лежит ребенок, предназначенный к смерти; но не к случайной, бессмысленной, бесцельной смерти, а к смерти жертвы, которая осмысленно, свободно приносится Богу во очищение грехов, ради победы над самой смертью, для соединения Неба и земли, для соединения отпадшей твари и Живого, любящего Бога.

Сегодня вечный Бог рождается во время. Бесплотный облекается плотью. Тот, Кто за пределами смерти, входит в область смерти; сегодня начинается крестный путь Господень; сегодня является нам жертвенная, крестная божественная Любовь. Сегодня ясли вифлеемские предзнаменуют нам ту пещеру, куда будет положен Господь наш Иисус Христос, снятый со креста после мучительной смерти... И весь путь жизни Господней является ничем иным, как исполнением этой заповеди о любви, которая не знает ни границ, ни предела, о той любви, которая свою жизнь отдает за друзей своих.

Но за друзей ли одних? Кто был другом Господним, когда Он родился, кто дал приют Матери, ожидающей Ребенка, и сопровождающему их Иосифу? Выкинутые из человеческого селения, они нашли себе обиталище только среди зверей; и так в течение всей жизни Христовой; когда в завершение Его пути израильский народ, человечество, исключит Его из града людей, останется Ему только умереть одинокой смертью на Голгофской горе. Путь, начатый Господом «ради друзей своих», есть путь любви - но кто такие эти друзья? Враги - это не те, кто нас ненавидит; это те, которых мы, по безумию, по слепоте сердца и отуманенности ума, называем врагами; Христос врагов не знал. Все люди, которых державное творческое слово Божие призвало к бытию, были Его братья и сестры, были возлюбленные Божии дети, которые потеряли свой путь и которых Он пришел взыскать.

Он Сам дал нам образ, когда сказал, что добрый пастырь оставляет девяносто девять овец, чтобы идти на розыски одной заблудившейся, потерянной овцы. Так и по отношению к нам: тех людей, которые называют себя врагами Христа, Христос признаёт за Своих братьев и сестер, за детей Живого Бога, Чьим Сыном Он является. Он врагов не знает, для Него нет врагов; и поэтому за всех и ради всех Он становится человеком, за всех и ради всех Он живет изо дня в день, отдавая все силы тела и души; и, наконец, за всех и ради всех, после Страстной седмицы, после страшной Гефсиманской ночи, после издевательств, поругании, после того, как Он был предан близким учеником, оставлен другими, Христос умирает на кресте за всех и ради всех... И если мы - Христовы, то мы должны научиться в сегодняшнюю торжественную ночь этому Христову пути; сегодня можем мы покаянием, то есть переменой мысли и сердца, войти в путь Христов, можем новыми глазами осмотреться и с изумлением увидеть, что нет у нас врагов, а есть только дети Божии заблудшие, к которым нас посылает Господь жить и, если нужно, умирать, чтобы они ожили во веки веков.

Вот о чем говорят нам жизнь и смерть Христовы, вот о чем нам говорит сегодня Рождество - то есть рождение Живого Бога человеческой плотью. Оно такое таинственное: казалось бы, мы видим своего Бога, мы можем держать Его благоговейно и трепетно в своих объятиях. Но в этом Воплощении нам открывается Бог более таинственный, чем Бог небесный, непостижимый человеческому уму, а только чаемый человеческим сердцем, потому что в этом Младенце таится вся полнота невидимого, непостижимого Бога. Прикасаясь Ребенку, рожденному в Вифлееме, мы с ужасом познаём, что Он - Живой Бог, ставший живым Человеком нас ради; мера любви Божией к каждому из нас, к последнему грешнику и к самому святому праведнику - это жизнь и смерть Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим...

Разве мы не обернемся к каждому, кто вокруг нас, с подобной любовью, разве мы можем перед лицом Воплощения Христова иначе отнестись к людям, чем Сам Бог, ставший Человеком? Заповедь новую Он нам дает, новую тем, что не только Он нас призывает любить, но призывает любить и друзей и врагов, призывает любить всех, и такой мерой любви, которая называется «положить жизнь свою за друзей своих»; признать друзьями тех, кто тебя другом не признаёт, жить для них изо дня в день, а если нужно - ради них умереть, с последней молитвой на устах: Господи, прости им -они не знают, что творят! Аминь.

Митрополит Сурожский Антоний


СЛОВО В ПРЕДПРАЗДНЕСТВО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы слышали самое начало Евангелия от Матфея, где говорится, как человечество готовилось к принятию Воплощенного Бога, к Пришествию Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Длинная-длинная череда поколений проходила перед нашим мысленным взором, череда грешных людей и великих праведников, — Раав, блудница покаявшаяся, и великие святые, и люди, которые совершали величайшие злодеяния, и люди, которые были величайшими праведниками Ветхого Завета, — были предками по плоти Господа нашего Иисуса Христа. И об этом не умалчивает Священное Писание.

Человечество готовилось к воплощению Сына Божия, а мы с вами в течение Рождественского поста готовились к празднику Рождества Христова, к принятию Господа Иисуса Христа в Святых Дарах в день Рождества. И, как говорят святые отцы, подобно тому как человечество приуготовило Вифлеемскую пещеру для принятия Богочеловека на землю, так и мы должны подготовить свои души, которые (мы хорошо это знаем), по грехам нашим, как вертепы-пещеры, недостойные того, чтобы упокоился в них Господь. Но все же так благоугодно Господу — прийти именно к нам, грешным людям, для того чтобы спасти нас.

Ангел, явившийся во сне Иосифу, обрученному мужу Марии, Пресвятой Богородицы, сказал, что родившийся Богочеловек, Спаситель мира, спасет людей своих от грехов их. Вот главное, зачем приходит Господь в мир, — спасти нас с вами от нас самих, от наших грехов, которыми заражена наша воля, ум, чувства, тело и вся душа. В этом величайшая миссия Спасителя, и никто, кроме Бога, не может спасти нас от нас самих, стремящихся ко греху, к смерти, к страшным сферам духовной жизни (которые по-разному называются у святых отцов), имена которых — бездна, преисподняя и ад. Таково страшное повреждение человеческой природы, от которого спасает нас Спаситель.

И вот на протяжении Рождественского поста, а особенно в последнюю неделю перед Рождеством Церковь призывает всех нас как можно чаще бывать на богослужениях, потому что действительно удивительное откровение дает нам Церковь на этих богослужениях. И когда мы бываем в храме и внимательно вслушиваемся в слова молитв, и благодать Божия, особая благодать, почивает на всех, кто молится в храме соборно, то тогда действительно уготовляется душа человеческая к Рождеству дней с Богомладенцем, к Рождеству в душе нашей нашего Спасителя.

Какие удивительные слова воспевает Церковь в эти дни: омывше смыслы, и предочистившеся тайны причащением, страшного смотрения телом и душою к Вифлеему граду взыдем, Владыку видети рождающася. Песнопевцы Святой Церкви говорят, что в это время Херувим, который духовно охраняет вход в Эдемский сад, в рай, в Царство Небесное, в вечную жизнь, отступает от древа жизни, как тоже поется в одном из песнопений. И душа наша особенно в эти рождественские дни — дни величайшей радости всей вселенной — способна войти в Эдем, способна войти в духовный мир. И ни в коем случае нельзя нам пренебрегать этими особыми, спасительными днями. Особая благодать Божия является именно в эти дни, и это многократно засвидетельствовано святыми отцами, и мы, к сожалению, только по незнанию своему, а в первую очередь по нерадению, по нежеланию узнать законы Святой Церкви, уставы Святой Церкви, мы порой проводим эти дни в суете и пренебрегаем тем самым особым временем для спасения, которое дает Господь.

Что Тебе принесем, Христе, яко явился сей на земли, яко человек, — в одном из песнопений это говорится от лица каждого из нас. Что Тебе принесем, Христе, яко явился сей на земли, яко человек нас ради, каяждо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит. (Все, что Ты создал, приносит в эти дни Тебе благодарение.) Ангели — пение, небеса — звезду (вы узнаёте, откуда это, — из тропаря и из событий евангельских, которые были во время Боговоплощения Господа), волхвы— дары, пастыри— чудо, земля—вертеп, пустыня—ясли, мы же...

И вот тут Святая Церковь говорит совершенно удивительные слова. Что же мы можем принести Господу? Покаяние? Да, конечно, покаяние мы должны принести, но все мы знаем, как оно недостаточно, как даже само наше покаяние себялюбиво, как оно несовершенно. И к Рождеству Господа Бога мы должны действительно все силы употребить на покаяние, на то, чтобы открыть Господу грехи, от которых Он должен спасти нас. Но все же это не тот дар, который приносят люди от Святой Церкви. Вот святые отцы говорят: Мы же — Матерь Деву.

Вот что приносит человечество, люди православные Господу. Мы приносим ему Предстательницу христиан Непостыдную, Ходатаицу ко Творцу Непреложную. Только предстательством Пресвятой Богородицы, Матери рождающегося Господа, мы можем оправдаться на Страшном суде. Всякое покаяние наше необходимо, но оно несовершенно, несовершенно само по себе. И дальше заключается эта стихира такими словами: Иже прежде век Божия помилуй нас сознанием своего недостоинства и своего смирения, мы же приносим Господу Чистую Деву Мати.

Мы приносим Господу Пречистую Матерь, надеясь, что Она защитит нас от наших грехов и от наших страстей и молитвами и предстательством Господь помилует нас на Страшном суде.|

Те, кто сможет быть в храме в эти дни, должен прийти, и помолиться, и внимательно слушать слова Божественных песнопений и стихир, и вы сами тогда почувствуете удивительный плод, который будет рождаться в ваш душе, — и Богопознания, и смирения, и благочестия, и страха Божия — всего того, вводит нас в Царствие Небесное.

Из проповедей архимандрита Тихона (Шевкунова)