Православный календарь - Двунадесятые праздники |
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы слышали самое начало Евангелия от Матфея, где говорится, как человечество готовилось к принятию Воплощенного Бога, к Пришествию Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Длинная-длинная череда поколений проходила перед нашим мысленным взором, череда грешных людей и великих праведников, — Раав, блудница покаявшаяся, и великие святые, и люди, которые совершали величайшие злодеяния, и люди, которые были величайшими праведниками Ветхого Завета, — были предками по плоти Господа нашего Иисуса Христа. И об этом не умалчивает Священное Писание.
Человечество готовилось к воплощению Сына Божия, а мы с вами в течение Рождественского поста готовились к празднику Рождества Христова, к принятию Господа Иисуса Христа в Святых Дарах в день Рождества. И, как говорят святые отцы, подобно тому как человечество приуготовило Вифлеемскую пещеру для принятия Богочеловека на землю, так и мы должны подготовить свои души, которые (мы хорошо это знаем), по грехам нашим, как вертепы-пещеры, недостойные того, чтобы упокоился в них Господь. Но все же так благоугодно Господу — прийти именно к нам, грешным людям, для того чтобы спасти нас.
Ангел, явившийся во сне Иосифу, обрученному мужу Марии, Пресвятой Богородицы, сказал, что родившийся Богочеловек, Спаситель мира, спасет людей своих от грехов их. Вот главное, зачем приходит Господь в мир, — спасти нас с вами от нас самих, от наших грехов, которыми заражена наша воля, ум, чувства, тело и вся душа. В этом величайшая миссия Спасителя, и никто, кроме Бога, не может спасти нас от нас самих, стремящихся ко греху, к смерти, к страшным сферам духовной жизни (которые по-разному называются у святых отцов), имена которых — бездна, преисподняя и ад. Таково страшное повреждение человеческой природы, от которого спасает нас Спаситель.
И вот на протяжении Рождественского поста, а особенно в последнюю неделю перед Рождеством Церковь призывает всех нас как можно чаще бывать на богослужениях, потому что действительно удивительное откровение дает нам Церковь на этих богослужениях. И когда мы бываем в храме и внимательно вслушиваемся в слова молитв, и благодать Божия, особая благодать, почивает на всех, кто молится в храме соборно, то тогда действительно уготовляется душа человеческая к Рождеству дней с Богомладенцем, к Рождеству в душе нашей нашего Спасителя.
Какие удивительные слова воспевает Церковь в эти дни: омывше смыслы, и предочистившеся тайны причащением, страшного смотрения телом и душою к Вифлеему граду взыдем, Владыку видети рождающася. Песнопевцы Святой Церкви говорят, что в это время Херувим, который духовно охраняет вход в Эдемский сад, в рай, в Царство Небесное, в вечную жизнь, отступает от древа жизни, как тоже поется в одном из песнопений. И душа наша особенно в эти рождественские дни — дни величайшей радости всей вселенной — способна войти в Эдем, способна войти в духовный мир. И ни в коем случае нельзя нам пренебрегать этими особыми, спасительными днями. Особая благодать Божия является именно в эти дни, и это многократно засвидетельствовано святыми отцами, и мы, к сожалению, только по незнанию своему, а в первую очередь по нерадению, по нежеланию узнать законы Святой Церкви, уставы Святой Церкви, мы порой проводим эти дни в суете и пренебрегаем тем самым особым временем для спасения, которое дает Господь.
Что Тебе принесем, Христе, яко явился сей на земли, яко человек, — в одном из песнопений это говорится от лица каждого из нас. Что Тебе принесем, Христе, яко явился сей на земли, яко человек нас ради, каяждо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит. (Все, что Ты создал, приносит в эти дни Тебе благодарение.) Ангели — пение, небеса — звезду (вы узнаёте, откуда это, — из тропаря и из событий евангельских, которые были во время Боговоплощения Господа), волхвы— дары, пастыри— чудо, земля—вертеп, пустыня—ясли, мы же...
И вот тут Святая Церковь говорит совершенно удивительные слова. Что же мы можем принести Господу? Покаяние? Да, конечно, покаяние мы должны принести, но все мы знаем, как оно недостаточно, как даже само наше покаяние себялюбиво, как оно несовершенно. И к Рождеству Господа Бога мы должны действительно все силы употребить на покаяние, на то, чтобы открыть Господу грехи, от которых Он должен спасти нас. Но все же это не тот дар, который приносят люди от Святой Церкви. Вот святые отцы говорят: Мы же — Матерь Деву.
Вот что приносит человечество, люди православные Господу. Мы приносим ему Предстательницу христиан Непостыдную, Ходатаицу ко Творцу Непреложную. Только предстательством Пресвятой Богородицы, Матери рождающегося Господа, мы можем оправдаться на Страшном суде. Всякое покаяние наше необходимо, но оно несовершенно, несовершенно само по себе. И дальше заключается эта стихира такими словами: Иже прежде век Божия помилуй нас сознанием своего недостоинства и своего смирения, мы же приносим Господу Чистую Деву Мати.
Мы приносим Господу Пречистую Матерь, надеясь, что Она защитит нас от наших грехов и от наших страстей и молитвами и предстательством Господь помилует нас на Страшном суде.|
Те, кто сможет быть в храме в эти дни, должен прийти, и помолиться, и внимательно слушать слова Божественных песнопений и стихир, и вы сами тогда почувствуете удивительный плод, который будет рождаться в ваш душе, — и Богопознания, и смирения, и благочестия, и страха Божия — всего того, вводит нас в Царствие Небесное.
Из проповедей архимандрита Тихона (Шевкунова)
Страница 2 из 2 All Pages
< Предыдущая Следующая >Copyright © 2012. All Rights Reserved.
Сайт создан по благословлению настоятеля Храма протоиерея Сергия.