Светлое Христово Воскресение. Пасха.

Православный календарь - Двунадесятые праздники

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков;
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Был человек, посланный от Бога; имя Ему Иоанн.
Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Был Свет истинный, который просвещает всякаго человека, приходящаго в мир.
В миpе был, и мир чрез Него начал быть и мир Его не познал.
Пришел к своим, и свои Его не приняли.
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими,
Которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единороднаго от Отца.
Иоанн свидетельствует о Нем и восклицая говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать;
Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.


ПАСХА


После Слова Огласительного святителя Иоанна Златоуста
Вы слышали убежденное, вдохновленное Воскресением Христовым слово святого Иоанна Златоустого: какой правдой и силой оно звучит! И, однако, поднимается перед нами вопрос - как же так: Христос попрал, победил, уничтожил смерть, а вокруг нас смерть косит и косит людей? Он победил ад - и кажется порой, что из глубины ада подымается все новая и новая, все более страшная мгла... как же верить этому свидетельству, где же правда?
Христос умер; и смертью Своей Он сошел в те глубины ада, где не было ни света, ни радости, ни надежды. Он стал Человеком и как человек умер - но не Своей, а нашей смертью. Грех убивает, безбожие, потеря Бога убивает. Христос был Сам Богом Живым. Он не мог умереть естественной нам смертью; но Он нас возлюбил, возлюбил так, что стал с нами един, и все, вся трагедия, весь ужас человеческого бытия легли на Него, включая эту страшную потерю Бога, от которой мы все увядаем и умираем. Не сказал ли Он страшного слова на кресте, последнего слова: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?.. Он приобщился нашей богооставленности и, потеряв Бога, как мы, умер.
Но сошел Он во ад в славе, в славе Своего Божества. Широко раскрылся ад, чтобы, наконец, пленить, победить, удержать Того, Кто на земле рушил его царство. Ад, как говорит Иоанн Златоустый, приразился телу и был поражен Божеством; мрак засиял Божественным присутствием; смерть, которая там царила, побеждена; жизнь жительствует... А смерть на земле теперь для нас не страшна; она - сон, она - успение, она -ожидание и нашего воскресения из мертвых... И не страшен нам ад, как бы он ни был жесток, беспощаден; как бы он на земле ни проявлялся жутко, бессердечно - он нам не страшен. Потому не боимся больше мы, христиане, верующие, никого, кто у нас может отнять земную жизнь, что нам во Христе и через Христа принадлежит жизнь вечная. Этому свидетели теперь миллионы мучеников древности и наших дней; они встретили смерть и победили смерть верой и любовью... И нам предстоит тот же, может быть, путь, и нас они зовут бесстрашно, любовно, торжествующе встретить ад лицом к лицу, зная, что свет во тьме светит и тьма, если и не принимает его, то победить его не может; врата адова не победят Церкви, не победят Царства Божия, Царства жизни и Царства любви.
Аминь!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


Из проповедей Митрополита Сурожского Антония.



Утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства и христиан.
Главная сила христианства состоит в том, чтобы признать Господа Иисуса Спасителем мира... А чтобы с полною надеждою пpизнать в Нем сие могущественное качество, для сего нужно совершенное удостоверение, что Он есть Единородный Сын Божий и истинный Бог...
Сильнейшее удостоверение в Божественности Иисуса Христа заключается в Его воскресении. Сию мысль подал Он Сам. Когда иудеи, удивленные необычайной властью, которую показал Он, из гоняя из храма продающих и покупающих, спросили Его: Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?.! Тогда Он преимущественно перед другими чудесами Своими указал на чудо Своего воскресения. Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну eго (Ин. 2, 18-19), то есть на третий день воскресну. В самом деле, чудеса, которые творил Господь Иисус во время земной Своей жизни над другими, даже самое дивное из них - воскрешение мертвых, творили и пророки, хотя не с таким полномочием, как Он... Но никогда не было и не можно представить возможным того, чтобы человек воскресил сам себя; и потому самовоскресением Господа Иисуса дано совершеннейшее удостоверение в том, что Он есть истинный Бог, владычествующий жизнью и смертью, и Божественный Спаситель, имеющий могущество воскресить всех человеков, умерщвленных прегрешениями.
Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор, 15, 20). То есть воскресение Христово есть начало воскресения всех умерших человеков, - воскресения уже не в жизнь временную, как было воскресение Лазаря и других прежде его, но в вечную... Христос Спаситель через Свое учение на место шатких мнений о бессмертии поставил твердую истину воскресения и через Свое воскресение соделал сию истину даже опытною. Он учил: Наступает: время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин.5, 28-29).


Свт. Филарет Московский


"В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО..."

 

Только один раз в год слышите вы в храмах чтение первого зачала Евангелия от Иоанна. Читается оно на Пасху, и часто на разных языках. Почему выбрано именно это Евангелие? Потому что оно содержит глубочайшие и важнейшие для нас тайны богословия.

Св. апостол Иоанн Богослов был простым рыбаком, нигде не учившимся, но благодать общения с Господом Иисусом Христом в течение трех лет совершенно переродила его и сделала одним из мудрейших людей на свете.

Он называется Богословом, но ни один из богословов на свете не может сравниться с ним по глубине, святости и важности его благовествования.

Евангелие св. Иоанна отличается от Евангелий святых Матфея, Марка и Луки, ибо эти евангелисты в своих Евангелиях излагают преимущественно то, что касается жизни и деятельности Господа Иисуса Христа после Его воплощения на земле. И никто из них не говорил с такой огромной силой, как св. Иоанн, о предвечном существовании Бога Слова, Господа Иисуса Христа. Никто с такой силой и убедительностью не утвердил нашей веры в Божественность Господа Иисуса Христа, никто так глубоко не изложил сокровеннейшего учения Господа, важнейших Его откровений и важнейших Его деяний, как св. Иоанн.

Вера в Божественность Господа Иисуса Христа есть основа, краеугольный камень всей нашей веры христианской, ибо без этой веры нет христианства. Если мы не верим, что Господь Иисус Христос был истинным предвечным Сыном Божиим, Вторым Лицом Святой Троицы, то тщетна вера наша. И сразу после Вознесения Господа Иисуса Христа на небо появились лжеучители, еретики, которые отрицали Божественность Господа Иисуса. Одним из самых злых еретиков этого рода был александрийский пресвитер Арий. И с тех пор и доныне есть множество и множество людей, не верующих в Божественность Господа Иисуса. Из наших русских сектантов многие тоже не признают Божественность Господа Иисуса Христа. Они не христиане. Бойтесь их, бойтесь совращения в их еретические учения, ибо не утверждены вы в понимании всех тайн богословия и легко можете поддаться их льстивым и лживым уговорам.

Вникнем же в первый слова Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". О каком Слове говорит здесь святой Иоанн? О Боге Слове, о Господе нашем Иисусе Христе.

Почему апостол именует Господа Иисуса -Словом?

Это вам нужно понять.

В уме человеческом живут слова и исходят из него, слова самые различные - слова истины и лжи, слова добрые и злые.

Слово человеческое - это то, что исходит из существа человеческого, из его духовной сущности. Слово человеческое - это то, что являет нам сущность человека.

Господь Иисус Христос называется Словом потому, что через Него было открыто и возвещено миру святейшее учение о Св. Троице. Из ума Божия излилось слово проповеди Господа Иисуса Христа. Он был словесным выразителем тайн Божиих и воли Божией. Мир создан Словом Божиим, ибо вот что говорит св. пророк Давид в псалме 32-м: "Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их" (Пс. 32, 6).

Все силы небесные, все воинство небесное сотворены словом Божиим. Непосредственным деятелем творения мира был именно Господь Иисус Христос - Слово Божие; Он Вседержитель и Творец мира. Потому и называется Он в Евангелии от Иоанна - Словом.

Посмотрите, как утверждает св. Иоанн предвечное существование Бога Слова и единосущность Бога Слова, Господа Иисуса Христа, со Отцем и Св. Духом: "В начале было Слово", -в самом начале, когда еще мира не было, тогда уже было Слово.

Еретики, отрицающие такое понимание этих слов св. Иоанна Богослова, говорят: "Что же, это вовсе не значит, что Господь Иисус Христос существовал еще до сотворения мира, что Он был Предвечным Богом, ибо ведь Библия начинается словами: "В начале сотворил Бог небо и землю", - значит, и слова евангелиста Иоанна "В начале было Слово", мы можем понимать таким же образом, что Слово было сотворено Богом тогда же, когда сотворил Он мир".

Сравните это толкование с толкованием св. Иоанна, и вы увидите, какая глубина в его понимании предвечности существования Господа Иисуса Христа. В Библии сказано: "В начале сотворил Бог небо и землю", а в Евангелии от Иоанна говорится: "В начале было Слово", -предвечно, от начала существовало это Слово. Об этом говорит апостол Иоанн в своем первом соборном послании: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши - о Слове жизни", о Господе Иисусе Христе.
Он говорит об Иисусе, с Которым апостолы имели постоянное, самое живое общение, Которого видели глазами своими, слышали ушами своими и осязали руками. Он говорит, что это Слово, Бог - Слово, имеет предвечное существование.

"Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Это Святейшее Слово, это Второе Лицо Св. Троицы, всегда, от начала, было у Бога, Оно было присуще Богу. И как слово человеческое рождается из ума человеческого, так и Бог Слово предвечно рождается от Бога Отца: "Слово было Бог".

Какое еще более определенное утверждение о Божестве Господа Иисуса Христа можем мы ждать, чем утверждение: "Слово было Бог". "Оно было в начале у Бога", - Оно всегда существовало в Боге, в уме Божием, - "все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть". Ничто, получившее начало, получившее существование, не начало быть без Него, от Него получило оно свое начало.

Как это себе представить? Как представить такое таинственное и дивное единение Бога Слова со всей Св. Троицей? Это объясняет нам св. ап. Павел, ибо в своем послании к Коринфянам он называет Господа Иисуса Христа Божией Силой и Божией Премудростью.

Разве возможно, чтобы Божия Сила и Божия Премудрость не была едина с самим существом Божиим? Разве возможно, что было время, когда не существовало Божией Силы, Божией Премудрости?

Св. ап. Павел называет Господа Иисуса Христа сиянием Отца. Сияет солнце на небе и изливает свой свет, свое сияние на все поднебесное.

Разве возможно себе представить, что было время, когда солнце не сияло и не изливало на землю свое дивное сияние?

Если называется Господь Иисус Христос сиянием славы Отца, то это несомненно значит, что Он всегда существовал, всегда был присущим Отцу и единосущным с Ним, ибо всегда из существа Св. Троицы исходило Божественное сияние, и это сияние - Господь наш Иисус Христос. "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его". Он для всех нас источник жизни - жизни вечной, жизни истинной, и эта жизнь - свет для человеков.

Этот Божественный свет и доныне светит в мрачной тьме жизни человеческой - в царстве ненависти, в царстве злобы и взаимного истребления и кровопролития. Среди этой непроглядной тьмы сияет всегда перед вами свет Христов. Он сияет, как мы несомненно можем утверждать, в сердцах многих из защитников Родины нашей. Как ни страшна война, но и в ней есть свет Христов, ибо, смотрите, какая горячая любовь к Родине возгорелась в сердцах всех русских людей, какое глубочайшее сострадание к жертвам войны, какой подвиг всеобщий на помощь им, какая любовь к тем, кто жизнь свою отдал за Родину!

Разве это не свет? Да, это свет Христов, сияющий в кровавой тьме страшной войны. "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его". Никакая самая дьявольская тьма не может угасить этот свет Христов. "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал". Большая часть человечества Его не познала, Его отвергла. "Пришел к своим, и свои Его не приняли". Пришел Он к народу израильскому, Богом избранному, и не приняли Его, и распяли Его. "А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими".

Он дал власть быть чадами Божиими всем тем, которые полюбили Его всем сердцем своим, ибо говорил Господь: "Я уже не называю вас рабами, но Я назвал вас друзьями". "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца".

Вот видите, какими удивительными словами утверждает св. Иоанн Богослов предвечное существование и Божественность Господа Иисуса Христа.

Мы всем сердцем приняли это святое благовествование, мы всем сердцем приняло Того, Кто пришел спасти нас.

Да будем же мы все достойны этого великого, этого поразительного дела милосердия Господня - спасения рода человеческого.

Да отверзем сердца наши к принятию света Евангельского, света Господа нашего Иисуса Христа.

8 мая 1945 г.


Архиепископ ЛУКА (Войно-Ясенецкий)