Неделя десятая по Пятидесятнице

Православный календарь - Годовой круг Воскресных Евангельских чтений
Евангелие от Матфея, гл. 17, ст. 14-23

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду.

Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

Я запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.


О вере, посте и молитве

Из проповедей протоиерея Вячеслава Резникова.

Однажды подошел к Господу Иисусу некий человек "и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел него; и отрок исцелился в тот час".
Ученики потом спросили, почему они не смогли этого сделать? Господь ответил: "по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", — и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом".
Ученики, по-видимому, поняли Его слова. Но когда вскоре Господь открыл им, что Он "предан будет в руки человеческие, и убьют Его", то ученики "весьма опечалились". Из этого видно, что они тогда все-таки не поняли, что значит вера, пост и молитва.
Потом, когда Дух Святой просветил их, они не только перестали печалиться пути Христову, но и сами с радостью пошли этим путем.
Они и всем указывали на этот путь, как на единственный: "Нам Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумныХриста ради... мы немощны... мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне".


Вот — истинный пост, как отвержение власти мира над собой. Вот — истинная молитва, как всецелое посвящение себя Богу. Вот — истинная вера, от которой рождается и то, и другое. Потому Апостолы и смогли потом выходить против "мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6, 12), что перестали опираться на все то, к чему бесы имеют доступ, и что могли бы выбить из-под их ног.
Но мы также знаем, как постыжают бесы того, кто будучи мирским и плотским, дерзает выходить против них. В Деяниях Апостолов описывается, как в Ефесе некоторые иудейские заклинатели пытались изгонять духов, говоря: "Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует". "Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома" (Деян. 19, 13-16).
Так, иногда поднимешь руку, чтобы крестным знам разрушить бесовское наваждение, а бесы говорят: "Знаем Иисуса, знаем, что такое Крест, а ты кто"?
И правда: посмотри на свой пост. Пусть ты не ешь мясного, молочного, но зато остальное - вдоволь и часто; не может довольствоваться хлебом и водой один раз в день. Ты боишься за себя, жалеешь свою плоть, и не столько даже твое тело, сколько твоя душа желает телесной пищи, потому что ей скучно, тоскливо без еды!
А какая тут может быть молитва, если наша надежда не на Бога а на чрево, и если мы только от насыщения чрева научились получать радость... Потому-то в наше время так много одержимых бесами и так мало тех, кто может их изгонять.. А между тем, все христиане призваны побеждать бесов, и Апостол обращался ко всем, когда писал: "Подражайте мне, как я Христу".
Но вот беда: перед Апостолами был живой пример Христа; перед первыми христианами - - живой пример Апостолов; а перед нами -одни только книжные примеры веры, поста и молитвы. Не видя того, кто подал бы руку и сказал: "подражай мне, как я Христу", -- мы вступаем в Церковь на ощупь, как во тьме, а все вокруг стремится соблазнить и сбить с пути. Мы идем, как по болоту, и сразу начинаем тонуть, едва сделаем резкое, непродуманное движение.
Поэтому ощутив в себе хоть какую-то веру, не будем сразу замахиваться передвигать горы, бросать вызов бесам, переворачивать вокруг себя жизнь. Будем браться только за дела, соразмерные с нашими силами, с тем, насколько мы еще зависим от мира и насколько мы уже прилепились к Богу. Иными словами, каковы наши пост и молитва.