Вникнем же в эти слова. Когда юноша выразил свое желание следовать за Господом, Господь его спросил: "А ты знаешь заповеди?" "Да, - ответил он, — конечно, я знаю все заповеди, я от юности всегда соблюдал их". Но Господь показал ему и всем, что совершенно недостаточно исполнять только ветхозаветные заповеди, те десять заповедей, которые и вы знаете. Почему же недостаточно? Ведь евреи думали, что в этом все заключается, что, кто исполнит их, будет чист и свят и войдет в Царство Божие. А Господь сказал, что совсем не так. Что предписывают заповеди ветхозаветные? Первая заповедь предписывает покланяться единому Богу, Его только чтить; она запрещает почитать каких бы то ни было богов, кроме истинного Бога. Вторая заповедь запрещает поклоняться и идолам. Но разве те, кто не поклоняется кумирам и идолам, уже святы и чисты? Ведь все мы чтим Единого Бога, никто из нас не поклоняется идолам. Через Моисея Бог предписывал чтить отца и мать, не оскорблять их. Ну что же, неужели мы святы, если своих родителей почитаем, не оскорбляем их и не выгоняем из дому в старости? Неужели это одно оправдывает нас перед Богом? Моисей заповедовал не прелюбодействовать, не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, не завидовать имуществу своего ближнего и не пожелать жены ближнего своего. Но если мы не убийцы, не воры, не лжесвидетели, не прелюбодеи, если мы не отбираем из зависти у братьев имений их, то разве мы уже святы, разве мы чисты перед Богом? Все заповеди Ветхого Завета имеют только отрицательное значение: не будь таким, не будь таким. Но они не говорят, каким нужно быть. Они только запрещают самые грубые грехи - безобразные, смердящие грехи. Они предназначены были для народа грубого, подлежащего элементарному исправлению. Господь наш Иисус сказал о Себе, что Он пришел не нарушать закон, а исполнить его. А слово "исполнить" на славянском языке имеет два значения — "исполнить" и "дополнить". Господь наш Иисус Христос принес нам Новый Закон, гораздо более совершенный, чем древний закон Моисеев. Он завещал нам заповеди спасения, дал девять светозарных заповедей блаженства. Он говорил о том, что блаженны, святы и чисты перед Богом и наследуют Царство Небесное не те, кто только не вор, не убийца, кто исполнил заповеди Синайского закона, а те, кто обладает высшим совершенством духовным, те, кто полон смирения, чьи очи источают потоки слез о грехах своих, слез умиления перед Крестом Христовым, слез сокрушения перед теми ужасами, которые окружают нас в жизни нашей. Он говорил о блаженстве кротких и тех, кто алчет и жаждет правды. Он говорил о блаженстве милостивых и миротворцев. Он обещал Царствие Божие тем, кто претерпел изгнание за правду, кого гнали и поносили, кого обесчестили за имя Его святое.