Неделя двадцать первая по пятидесятнице

Православный календарь - Годовой круг Воскресных Евангельских чтений
Евангелие от Луки гл. 8 ст. 5-15

Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не у веровали и не спаслись;

А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении.

Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!


О ПЛОДОНОСНОМ СЕМЕНИ, И О УКРАДЕННОМ

(Из проповедей протоиерея Вячеслава Резникова.)

Сегодня мы слышали притчу о сеятеле и о возможной судьбе отдельных семян.. Иное падает при дороге, иное в неглубокую землю, иное среди терний. Но все мы предназначены и призваны быть землей, приносящей "плод сторичный", быть среди тех, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении". Земля души, во-первых, должна быть "доброй", созвучной семени, подобной ему. Во-вторых, она должна быть "чистой", не иметь в себе семян заблуждений и пороков, способных вырастать в страсти и заглушать остальное. Она должна доверять силе принятого семени, быть до конца терпеливой, чтобы не раскапывать его каждый день: есть ли уже чем похвалиться или от чего прийти в уныние.
Но Священное Писание и глубже показывает тайну плодородия, показывает, так сказать, образ сцепления Божественного семени с принявшим его сердцем. "Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал.2,19-20).
Вот те узы, которыми так удивительно сплетается Слово Божие с живой душой: смерть со смертью и жизнь с жизнью. В душе должно быть и ощущение своей смерти, и жажда истинной жизни. И понимание спасительной необходимости смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа, и опять же - готовность сораспяться Христу, ради вхождения в Его жизнь. А если и жизнь и смерть не принимаются как равно необходимые, то Божественное семя не выдержит жаркого солнца, не подавит терний и не принесет плода.
Но наиболее печальна судьба того семени, которое "упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его". Господь объясняет, что "это суть слушающие, к которым потом приходит диавол, и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись". Почему "похищает и уносит"? Разве мало, что оно и так в мертвой земле? Но диавол знает, что душа может ожить, прийти в себя и ухватить семя. Но что же он делает с унесенным? А он его искажает, примешивает ложь и возвращает назад через еретиков и сектантов.
Как и Самому Господу Иисусу диавол предлагал такое вырванное из Библии слово. Ом вознес Иисуса на высоту и сказал: "бросься отсюда вниз; ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Господь знал, что на это ответить. Но другой, с терниями гордыни в душе, жаждущий лести и похвал, мог бы соблазниться и броситься, забыв, что сказано также: "Не искушай Господа Бога твоего" (Мф. 4, 6-7).
Поэтому будем скоры на слышание, а главное - на исполнение (Иак.1,19,22). Потому что, если не услышим спокойно звучащего для нас Слова Божия, диавол тут же унесет его. Переиначит, сделает увлекательным, приспособит к нашим страстям и подсластит им свою отраву. И это последнее, ложное знание будет хуже первого, т.е. полного невежества.