Неделя двадцать вторая по пятидесятнице

Православный календарь - Годовой круг Воскресных Евангельских чтений
Евангелие от Луки гл. 16, ст. 19-31

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, проходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И, в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое, ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; Ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.


 

Из воскресной проповеди протоиерея В.Амфитеатрова.

«В прочитанном Евангелии сего дня изображены две разные участи людей – счастье и несчастье, радость и скорбь.

Были – учит Христова притча – два человека. Жили они в одно время и в одном месте. Один в настоящей жизни слыл и был богатым, а другой был человек без доли. – страшный бедняк. Богатый человек любил одеваться пышно, роскошно, а другой был так неимущ, что не имел средств приобрести лохмотья, чтобы покрыть ими худосочные раны своего изможденного тела. Дни жизни текли для одного – как пир нескончаемый, а от Лазаря (так звали бедняка) не отходили голод, нужда и соединенное с ними горе…

Жизнь, однако, текла как всегда. Недели сменялись , месяцы изменялись, годы передавали времени свой счет и уходили в вечность, а смерть брала жатву свою и с богатого, и с бедного, и с смеющегося, и с плачущего. Подошла она и к двум человекам, о которых говорит Христова притча. Они умерли. Вечность открыла для них свои нескончаемые пределы. За гробом они непроизвольно поменялись своей судьбой. Презираемый в жизни, всеми позабытый, голодный, раздеты, безобувный Лазарь – в раю; окружен там он светлыми ликами ангелов, сонмом святых; его лоно – неувядаемое лоно Авраамово. Лазарь сияет красотой, довольством, жизнью нестареющей. А современник его, богач…Увы! Он в аду.

В истории этих двух человек Спаситель изобразил нашу участь. Участь счастливца этого мира – судьба грешников, а доля Лазаря – всех праведников. Кто из нас похож на этих людей? Неужели все небогатые, бедные наследуют царство небесное, потому что Бог наградил бедного Лазаря. Такое мнение несправедливо. Мы ошибаемся и согрешаем, если думаем, что Христос в притче осуждает богатство, а восхваляет бедность. Не бедность Лазаря ввела в рай, но благодушное перенесение им всех скорбей и печалей, соединенных с нуждой. Нищете обещается по ту сторону гроба царство небесное за то, что у честного человека она всегда бывает с терпением. Бедный человек – честный труженик. Он принимает от Господа хлеб насущный без ропота. Делится своим заработком с дарованной ему Богом семьей. Он не убегает от жены, но разделяет с ней убогую долю – с верой, с упованием, с любовью. На их совести не лежит пятна измены, а на устах – брани, досады, ревности. От них не отлетает надежда, и ею они живут, никому не жалуясь. Придется таким беднякам нести суровую участь службы, - они ее исполняют, как закон. Эти бедняки не обсчитают, не украдут, не возьмут чужого. Так живут они и работают, едят хотя и черствый хлеб, но свой, хлеб насущный. Приходит смерть к ним. Перенесшему столько скорбей она совсем не страшна. Ничто земное их не тревожит. Капиталов, движимы и недвижимых имуществ не оставляют. Белый, неокрашенный дощатый гроб дает им свое ложе, на кладбище – даровой уголок земли…Вот их конец. Может быть, скажете: ужасная действительность. Ужасная для тех, кто пренебрегает бедными. Но! Что невидимое для человека видимо Господом. Этот покойник, мирно окончивший свой век и свою долю, и есть тот Лазарь, о котором говорит евангельская притча. Он был нищ, но не роптал на крайнюю бедность. Он был и разут и раздет, но все претерпел до последнего дыхания своей жизни. Люди не обратили на него внимания при жизни, но он был отнесен ангелами на лоно Авраамово. С таким бедняком многие, может быть , желали обменяться участью, но это в будущем мире, за гробом невозможно. Многим там скажет Авраам, как в притче: «Ты, чадо, помни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем, при жизни твоей, а Лазарь одно злое»…

Но вот что. Сколько подобных бедных людей мы отыщем среди нас? Кажется, немного. Для многих бедность не служит средством к достижению царства небесного. Многие злоупотребляют бедностью. Для многих бедность – увы! – служит дорогой к лукавству, к воровству, к распутству или ко всем гадостям и безнравственностям вместе. Такие бедняки стоят на погибельном пути. Увы! – они идут ускоренным путем к бесславию и потом в ад.

Внимайте же, бедные, нуждой терзаемые, ближними презираемые за бедность люди, себя и остерегайтесь! Для нас для всех одна надежда, выражаемая всецелой волей Премудрого Провидения: живи и трудись; жизнь – не пир, не прогулка от одного места к другому. «Жизнь пережить – не поле перейти», говорит мудрое житейское присловье. Знайте, - жизнь прекрасна добросовестным исполнением своих обязанностей во всяком звании, состоянии и возрасте…»

Аминь