Неделя мясопустная.

Православный календарь - Годовой круг Воскресных Евангельских чтений
О СТРАШНОМ СУДЕ.

Евангелие от Матфея гл. 25, ст. 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет престоле славы Своей,

и соберутся чред Ним все народы; и отделит одних, от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ; Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.


О приближении Страшного суда

Из проповедей протоиерея Вячеслава Резникова

Картина страшного суда открывается после недели о блудном сыне, и это глубоко не случайно. Потому что для кого - страшный суд, а для кого - радостный конец долгого и трудного пути.

Нам открыто, что последний этап этого пути будет особенно тяжким. Во-первых, всякие лжехристы будут звать: "остановись, поверни сюда! Это я, твой отец, которого ищешь"! И очень трудно будет не пойти "вслед их". Они будут очень похожи на настоящего, особенно, если знание у нас только теоретическое, школьное.

В школе учат о "свойствах" Бога. А лжехристы смогут продемонстрировать и как бы - "всеведение", и - что-то очень похожее на "всемогущество", и - мнимое, призрачное "вездеприсутствие".

Скажется крайнее утомление, когда под любым предлогом хочется, чтобы путь, наконец, завершился. А тут еще - слухи "о войнах и смятениях" там, впереди. Но - "не ужасайтесь", - говорит Господь. Идите, не оглядываясь, как Лот из Содома.

Потом - "будут знамения в солнце и луне и звездах". Наступит всеобщее "уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются".

И вдруг - увидим перед собою Престол праведного Судии, увидим "Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою". И чем ближе к Нему, тем больше будет людей. Потому что "мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут", и вольются в общий поток. И чудесным образом каждый из этой невообразимой толпы будет на виду, перед самым престолом, каждый будет как бы наедине с Ним.

Кто же сможет пройти этот путь без потерь? - Только тот, кто пришел в себя, для кого все земные блага стали как бы свиным корытом с "рожками", кто понял, что безнадежно и навсегда утратил сыновнее сыновнее достоинство, но все же и не отчаивается и идет вперед, потому что знает, что у Отца и для него, для последнего, хватит любви милосердия. Он сам осудил себя на все, и его уже ничто не удивит и не испугает. Собственно, предыдущая неделя тоже была неделей страшном суде, только в ней открывалась окончательная судьба лишь одного человека, того, кого мы знаем под именем "блудного сына.

Конечно же, он будет поставлен среди тех, кто одесную. И как бы ни хвалил его Отец и Судия, - в ответ он только скажет, что "согрешил на небо и пред Тобою", не сделал ничего доброго, и не достоин никакого блага.

И уже не для него, а для остальных, еще не пришедших в себя; говорит сегодня Господь: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваш не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному.

Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого».


О Страшном суде

 

Суд этот совершится, когда в конце земной истории "приидет Сын Человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним". Тогда Господь "сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы", все до одного потомки Адама. И всех этих людей Господ сразу разделит, "как пастырь отделяет овец от козлищ".

Господь видит без обвинителей и свидетелей, кто куда стремитесь, кто что любит, кто чему предал свою душу. Но чтобы никто не мог обвинить Его в пристрастии, в предопределении каждого заведомо погибели или к спасению, Он непременно даст каждому сказать последнее, свободное слово, чтобы и весь мир увидел то, что всегда видит Он.

Господь обратится сначала к "тем, которые по правую сторон Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне ест жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня: был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ". И Господь с уверенностью говорит, что скажут праведники. Господь уверен, что они спросят с недоумением: "Господи! Когда мы видели" Тебя таким и "послужили Тебе"?!

Но почему они именно так спросят? Ведь читали же они Святое Евангелие, и в том числе - то, что мы читаем сейчас. Они прекрасно знают слова, которые Господь скажет далее: "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Праведники все это "проходили", и много раз слышали с амвона, что, делая добро ближнему, делаем Самому Господу. Но Господь знает, что не ответят праведники согласием, дескать, "да, Господи, мы это знаем, это написано в двадцать пятой главе Евангелия от Матфея"!

Господь знает, что все равно, не смотря ни на что, они ответят таким искренним, недоуменным вопросом. Потому что праведник хотя и трудится, и старается выполнять заповеди, но перед его глазами всегда, в первую очередь, крест Господень, это главное, ни с чем не сравнимое знамение Его любви. Праведник не может даже помыслить, что способен дать что-то Тому, Кто Сам дает всем все, включая и возможность давать что-то другим.
Потом Господь обратится к "тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня"... Но и этим тоже дается право последнего слова. Причем, они находятся в более выгодном положении. Даже если они не читали Евангелия, то вот, только что они слышали, как отвечали праведники, как отрицали свою праведность, споря даже с Самим Богом. И они слышали, как сказал Господь праведникам. Но они все равно упорно оправдывают себя, как оправдывал себя богач из притчи о богатом и Лазаре. Они ни в чем не виноваты. Они, по их словам, от всей души бы послужили Господу, если бы он явился им. И одновременно они всю жизнь отталкивали от себя всякую протянутую к ним руку. И так прошла их жизнь.

Но Господь дает им последнюю возможность. Что им стоит сказать: "Да, Господи, ничего доброго не сделали мы ни Тебе, ни ближним, но - помилуй нас "по велицей милости Твоей"!
Некоторые, рассуждая об этом Евангелии, делают вывод, что -вот что надо для спасения: помогай ближнему, делай добрые дела. А вероучение и Богослужение придумано людьми. Но на самом деле -без правой веры и без участия в церковных Таинствах невозможно ответить так, как ответили праведники, дать такую ничтожную оценку своим трудам!

Думается, если бы праведники согласились, а грешники взмолились бы о милости, - участь и тех, и других была бы противоположна. Но Господь сразу поставил одних по правую, других по левую руку. Он знал, кто что ответит. Он Своею любовью все сделал, чтобы все ответили, как первые, и не Его вина, если иные ослепили себе глаза и заткнули уши.

"И пойдут сии в муку вечную", уготованную "диаволу и ангелам его". Заметим: не потащат их, но - сами пойдут, в своем поистине бесовском противлении Богу и Его правде.