Неделя вторая по ПО ПАСХЕ

Православный календарь - Годовой круг Воскресных Евангельских чтений
Апостола Фомы
АНТИПАСХА

 

Евангелие от Иоанна, гл. 20, ст. 19-31


В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

 

Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас.

 

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.


Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.


Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.


Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.


После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!


Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.


Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!


Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие.


Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей.


Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.


Из проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова.

Xристос Воскресе!


После страдальческой кончины Спасителя ученики Его скрылись в одном доме. Они опасались быть привлеченными на неправедный суд мстительных начальников и сделаться невинной и бессильной жертвой неистовства иудейской черни. Двери дома, в котором они уединились, были плотно затворены.
Ученики были угнетены скорбью и страхом. Всякий шорох у дверей напоминал им ужас быть открытыми и на себе испытать позор и муки, подобные тем, какие претерпел их Божественный Учитель, Его участь устрашала бедных рыбарей галилейских. Страх - свидетельство малодушия, малодушие - следствие неокрепшей воли. Таковы были ученики Спасителя в это время. Они напоминают нам нас самих, когда в житейских тревогах страх иногда пересиливает в нас чувство искренности, усердия, преданности, веры и любви.
В уединенной комнате и вокруг нее, на улице и на дворе, - полная безопасность. Тишина сокровенной храмины нарушается кроткой, едва слышной беседой о пострадавшем и погребенном Спасителе. Помнят они, как однажды были спасены Иисусом Христом от потопления на бурном озере; воспоминают разные случаи рассеяния Господом их страха... от Него и теперь они ждут спасения.
Ожидания не были напрасны. Вдруг, внезапно пред ними предстал Христос, невидимо прошедший чрез затворенные двери, Божественному сонму учеников Он произнес великие, утешительные слова: "Мир вам" (Ин, 20,20).
Этими словами он хотел установить их колеблющиеся души, успокоить их смущенный ум, унять боязливые помыслы.
Ах, как велико значение этих слов: "мир вам"! Миром заключается ратная брань народов и разрешается вражда в обществе. Миром скрепляются семейные узы. На мире строится благосостояние государств. Мирное настроение сообщает человеку расположение правильного действования в жизни.
При отсутствии в душе мира человек несчастен; он чужой в царстве стройного согласия, он безучастен к радости и горю; он является озлобленным там, где другие утешаются и наслаждаются. Мирные наклонности в человеке созидают сами по себе для него благоденствие на земле и влекут его к небу на крыльях ангела-хранителя.
Произнесши слова "мир вам", Спаситель Христос открыл ученикам "руки и ноги, и ребра Свои" (Ин. 20,20). На руках были следы гвоздей, остро вонзавшихся в тело. В боку, из которого исшел для нас источник св. Тайн, зияла кровавая глубокая рана. В этот светлый час Богоявления, Спаситель перед апостолами был подобен военачальнику, возвратившемуся с войны с победоносными на себе ранами. Эти раны блистательнее венцов, они - красота мужества. Иисус Христос, приявший раны за истину и за весь человеческий род, открыл Свои язвы, указав в них удостоверение в Своем воскресении. Апостолы своими ушами слышали слова приветствия, произнесенные Господом, и их глаза видели, что Его страданиями измученное тело, умершее и погребенное, ожило.
Увидев в своей среде воскресшего Господа, ученики очень обрадовались, В этой храмине, где они содрогались от страха и удручающих сомнений, теперь воссияла благодать. Они успокоились и приникли всем своим слухом и вниманием... Что же скажет им воскресший Жизнедавец? Иисус Христос сказал: "Как Меня послал Отец, так и Я посылаю вас" (Ин. 20,20).


Иисус Христос освятил землю страданиями, искупил долги согрешившего мира, поднял и восставил падших. То же теперь поручается и передается верным последователям Христовым. Борьба тяжкая с искушениями, противоборство соблазнам, незаслуженные укоризны, ненавистные гонения, бессменные утраты, уничижение, бедность, нужда и всякого рода страдания - вот венцы для того, кто назвался христианином! Крест в купели крещения, крест в чаше причащения, крест в брачном венце, крест на гробу и крест даже на могильной насыпи!
Ученики были рады явлению Господа. Они всё готовы исполнить ради Него. Теперь для Него они готовы и в темницу, и к мучительной смерти. Но возлагаемая на них задача велика. Человеческая природа немощна. Она уклоняется не только от подвигов, но и от труда. Иисус Христос это знал. Чтобы немощь плоти не одолевала и не растлевала души, Он дал человеку благодать Св. Духа. "Примите Дух Свят" (Ин. 20,21), - сказал Он апостолам, а в лице их - верующим.
Благодать Св. Духа - это непритупляющийся меч для христианина; им человек везде побеждает. Мученик в восторге поет благодарную песнь Господу, сгорая в пламени на костре. Другой мученик молится за врагов в то время, когда его бьют камнями. Третий подвизается в молитве и в добрых делах в уединенной пещере и т.д. Так, благодать Св. Духа восполняет слабую человеческую природу и укрепляет ее силой Св. Духа на подвиги.
Во время явления Спасителя ученикам не было одного из них-кроткого, но искреннего Фомы. Он один усомнился в том, что слышал от своих товарищей уединения. Сомнение его выразилось в такой форме, которая напоминала неверие. Явление Воскресшего казалось ему невозможным. Он искал удостоверения: "Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя… и вложу руку мою в ребры Его, не иму веры" (Ин. 20,25).
Восемь дней прошло со дня явления Спасителя. Десять учеников Христа радовались, но Фома носил сомнение в душе. Он любил Господа сильным чувством, но сомнение бороло его. Это было сомнение чистого сердца; не то, которое способно заподозрить истину и отвернуться от нее, по первому недоумению, но - недоумение любви. И вот, в разрешение такого вопроса, Христос снова явился перед учениками и, дав благословение мира, предложил Фоме осмотреть Его бок и оглядеть язвы и раны тела. "Смотри на Мои руки; подойди и осязай Меня своей рукой; можешь положить свой перст в ребра Мои". Я все дозволяю, - "дозволяю: не буди неверен, но верен" (Ин. 20, 27) Итак, Спаситель не хотел осудить дерзость Фомы; Он дал Себя ему познать, даль ему удостовериться в истине. Следовательно, Спаситель не осуждает ни тех, кто ищет удостоверения в истине, ни тех, кто покоряется вере.
Явление Спасителя просветило и убедило Фому. Он, объятый благоговением, исповедовал тут же величие Иисуса Христа: "Ты Господь мой и Бог мой!"
Эти слова были заключительными нынешнего Евангелия, - да будут они для нас, слабых учеников и последователей Иисуса Христа, знаменем и символом наших убеждений. Под этим знаменем будем идти вперед. И лучше падем мертвыми, нежели словом или делом поколеблем сомнением нашу любовь к Страдавшему за нас Христу, даровавшему нам надежду воскресения и вечную жизнь!

Аминь!