Неделя шестая по ПАСХЕ

Православный календарь - Годовой круг Воскресных Евангельских чтений
О слепом.

 

Евангелие от Иоанна Гл. 9, 1-38

 

И проходя, увидел человека, слепого от рождения.
Ученики его спросили у Него: Равви!. Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?
Иисус отвечал: не согрешил ни он , ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
Доколе Я в мире, Я свет миру.
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 
и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
A была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
и спросили их: это ли сын ващ о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
Но мы знаем, что грешников Бог не слушает: но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.


О зрении и слепоте

 

Из проповедей протоиерея Вячеслава Резникова


Господь сказал: "На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Ин. 9, 39). И сегодняшние чтения показывают два противоположных примера такого суда.
Однажды, увидев на улице человека, который от рождения был слеп, ученики спросили: "Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители! его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии".

Мы знаем, что Исав еще во чреве матери заслужил ненависть, а Иаков — благоволение (Рим. 9, 13). Иоанн Креститель, будучи во чреве матери, взыгранием приветствовал подошедшую Деву Марию. Очевидно, и слепорожденного Господь еще в материнском чреве предузнал и счел достойным, дабы явить чрез него пример, - как Божественной целительной силы, так и не менее чудесной человеческого духовного прозрения.

Господь ничего особенного не сказал слепцу, ни о чем не спросил! Он смешал землю со слюной, помазал ему глаза и сказал: "умойся в купальне Силоам". Слепой чувствует, как ему чем-то залепили глаза, с доверием отправляется к источнику, не спрашивая, для чего это надо. Затем он чувствует прикосновение воды, и вдруг — ему открылось то, о чем он не мог и подозревать! На его глазах как бы совершилось творение мира!

И далее он поступает, как вполне духовно зрячий, понимающий, что от чего происходит. Не удивительно, если бы он совсем потерялся и не смог ни с чем связать то, что ему открылось. Но когда его спросили: "как открылись у тебя глаза?" — он спокойно сказал: "Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои, сказал мне: пойди в купальню Силоам, и умойся. Я пошел, умылся и прозрел". И он твердо стоял на своем, когда его повели к фарисеям! Там его спрашивали с пристрастием.

Слепой ничего особенного не слышал от Иисуса, но когда фарисеи спросили, что он сам думает о Нем, - ответил: "это пророк". Eму говорят: "Мы знаем, что человек тот грешник". Но он не дает запутать себя: "грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу". И как ни пытаются его сбить, доказывая, что Иисус не от Бога и вообще неизвестно откуда, истинно прозревший твердо стоит на своем: "Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего".

Когда же он был выгнан, Иисус нашел его и сказал: "ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! и поклонился Ему".

Истинное прозрение всегда завершается поклонением Богу.

А в книге Деяний - совсем другой пример. В Филиппах была женщина, "одержимая духом прорицательным". Эта женщина в течение многих дней ходила за Павлом и его спутниками и "кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения".
Казалось бы, вот истинное духовное зрение! Но "Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час". Почему Павел так поступил? Известная прорицательница многих бы могла привести к Апостолам.

Дело в том, что женщина, хотя и говорила правильные слова, — лгала. Ведь если здесь рабы Бога Всевышнего и путь к спасению, то почему же ты ходишь не с ними, а только за ними?

Для славы Христовой лучше быть изгнанным с бесчестием, как прозревший слепец; лучше быть заключенным в темницу и на время вынужденно замолчать, как Павел, — чем без конца говорить о Христе без должного Ему поклонения.